Дюша́н Марсель (Duchamp) (1887-1968), французский художник. Один из лидеров дадаизма, теоретик и практик «антикультуры» - программы замещения художественного творчества экспонированием реальных вещей («Перевёрнутый писсуар», 1917) и скандального «освоения» классического наследия («L. H. O. O. Q.» - репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с пририсованными усами и бородой, 1919).
* * *
ДЮШАН Марсель - ДЮША́Н (Duchamp) Марсель (1887-1968), французский и американский художник и теоретик искусства. Жил и работал во Франции, с 1914 - в США. Через кубизм (см. КУБИЗМ) и футуризм (см. ФУТУРИЗМ) пришел к произведениям, которые стали сенсационными ранними вехами концептуального искусства (см. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО), представив в 1910-е гг. готовые бытовые объекты, напр., сушилку для бутылок или писсуар. В 1915-23 создал знаменитый ассамбляж (см. АССАМБЛЯЖ) «Большое Стекло» (или «Невеста, раздетая догола ее холостяками»), где на первый план выходит сама художественная мысль, концепция, которая доминирует над материалом, предстающая в нарочито вульгарной или абсурдной форме. Со временем Дюшан пришел к отказу от конкретных, осязаемых произведений и занялся в основном игрой в шахматы, иногда создавая отдельные вариации на темы своих ранних концептов (см. КОНЦЕПТ).
ДЮШАН Марсель (Duchamp, Marcel)
(1887-1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника; учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1910-1911 увлекся физикой и математикой; тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими молодыми художниками организовал "Салон золотого сечения". Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом. В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна. В 1912, экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений, Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Картину не приняли на Салоне независимых 1912, и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее "взрывом на макаронной фабрике". Сам автор объяснял концепцию картины как "организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения". Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу, двадцатипятилетний Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой живописи. В результате возникла концепция изделия "ready-made" (редимейдов) - готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. "Готовые продукты" Дюшана - скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо - были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками, иногда называемая также Большое стекло (1915-1923). Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, - сложная и мастерски исполненная шутка: несколько "холостяков", помещенных в нижней части, "домогаются "невесты", представленной наверху. Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного мнения и искусства вообще, - нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и борода. На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием "Фонтан". Ироничное название этого объекта придавало ему статус "произведения искусства". В 1923 Дюшан решил отказаться от занятий искусством, объявив, что оно подпало под влияние бизнесменов и, что еще хуже, принято средним классом. В 1920-е - 1940-е годы он организовал несколько выставок современного искусства. Его "постановки" сюрреалистических выставок 1942 и 1947, в которых должны были участвовать зрители, предвосхитили не только хэппенинги 1950-х и 1960-х годов, но и концепцию современного искусства, согласно которой зритель играет в создании произведения столь же активную роль, как и художник. С возникновением в 1960-х искусства поп-арта слава Дюшана возросла; прошли две большие ретроспективные выставки (1966 - Лондон, галерея Тэйт; 1973-1974 - Нью-Йорк, Музей современного искусства). Пожалуй, лучшее выражение идеи Дюшана нашли в его разрозненных заметках, изданных в 1934 под названием Зеленый ящик. Умер Дюшан в Нейи во Франции 1 октября 1968.